Киль или шверт — это одно и то же?
Вопрос вполне актуален, т. к. в литературе и интернет-ресурсах существует много разночтений, а подчас и противоречий. Давайте постараемся даже не столько навести порядок с этими терминами, сколько понять назначение, принципиальные различия и конструктивную логику этих элементов.
В «Википедии» находим определение: «Киль — нижняя горизонтальная балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности и служащие для обеспечения прочности корпуса судна и обеспечения остойчивости». И, увы, ни слова о главном назначении этого элемента!
Далее там же существует оговорка, перефразируя которую выясняем, что на современных парусных яхтах килем называют то, что ранее имело название фальшкиль. Весьма запутанно.
Поэтому предлагается перенестись в день сегодняшний и именовать килем некий «плавник», закрепленный в нижней средней части корпуса судна (к килевой балке см. выше в «Википедии») и служащий прежде всего для препятствия боковому дрейфу. А поскольку конструктивно неподвижный киль несложно сделать тяжелым, то тогда он станет обеспечивать и дополнительную остойчивость, что также важно. Главный недостаток конструкции — большая осадка, т. е. невозможность подойти к берегу или причалу без достаточной глубины.
Для того чтобы устранить этот недостаток, предлагается конструкция киля с возможностью его поднимать, уменьшая осадку судна до минимальных значений. И в данном случае киль носит наименование шверт, а парусная яхта — швертбот. Главный недостаток конструкции — сложность, а чаще — отсутствие возможности сделать его тяжелым, тем самым лишаясь дополнительной остойчивости, которую дает киль, в его классическом, жестко закрепленном к корпусу варианте. А остойчивость — это безопасность, которую приходится пытаться восполнять либо уменьшением площади парусов (что, конечно, отрицательно сказывается на скорости), либо заведомой подготовкой экипажа к ситуации переворота.
В «Википедии» находим подтверждение сказанному: «Шверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащенная швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом».
Выводы. Киль и шверт — это принципиально разные устройства, но решающие в первую очередь одну и ту же задачу: препятствие боковому дрейфу. Разница же состоит в том, что киль — устройство, жестко закрепленное и практически всегда тяжелое, что позволяет увеличить остойчивость судна. А шверт — устройство подъемное, что лишает его возможности существенно влиять на остойчивость, но зато радикально уменьшает осадку.
Разумеется, конструкторская мысль не остановилась на этих двух вариантах и существует еще длинный ряд решений, имеющих целью минимизировать очевидные недостатки.
Чтобы быть в курсе полезных новостей в мире яхтинга, не забудьте подписаться на нашу группу ВК.
#Обратите внимание
Также вы можете воспользоваться нашими предложениями
Байдарка пластиковая "Спутник" - это прогулочно–туристические лодки, предназначенные для водных походов и семейного отдыха. Пластиковая байдарка "Спутник" прекрасно подойдет для использования на турбазах и домах отдыха, при организации проката.
Хотите ли вы просто приятно провести вечер и отвлечься от повседневных забот или ищите идею для жарких летних выходных на природе? Прогулки на SUP — это новый потрясающий способ исследовать уже привычные места с нового ракурса, весело провести время с друзьями или насладиться красотами природы, покачиваясь на ровной глади воды. Попробуйте, и вы поймете, почему столько людей без ума от SUP-бординга! Воспользуйтесь нашей услугой проката SUP-досок и необходимого снаряжения и проведите время на природе с пользой для здоровья! Приобщитесь к стремительно набирающему обороты активному отдыху на воде. Катайтесь по нашим водоемам или возьмите SUP-доску с собой куда угодно.
подробнее